Резолюция Всероссийского Съезда учителей информатики
Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 24–26 марта 2011 г.
Всероссийский Съезд учителей информатики — первый съезд
преподавателей информатики в истории России — созван по инициативе
Ректора Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова,
вице-президента РАН академика В.А. Садовничего при единодушной
поддержке профессорско-преподавательского состава факультета
вычислительной математики и кибернетики МГУ. Целью созыва Съезда
является анализ 25-летнего опыта преподавания
общеобразовательного курса информатики в отечественной школе, оценка
современных проблем школьной информатики и обсуждение перспектив
развития предмета в связи с переходом к новым образовательным
стандартам.
На Съезд прибыли 958 участников из 71 субъекта Российской Федерации и из
других государств: Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии,
Туркменистана. В работе Съезда приняли участие учителя школ,
преподаватели вузов, научные сотрудники, специалисты по педагогике и
методике преподавания информатики и ИКТ, руководители образовательных
учреждений, ректоры вузов, представители органов управления
образованием и ИТ-индустрии. В адрес Съезда поступили 420 тезисов
докладов. На заседаниях 5 секций Съезда заслушан в общей сложности 91
доклад. Участники Съезда обменялись мнениями о проблемах школьной
информатики и перспективах её развития на 8
круглых столах.
В ходе состоявшихся дискуссий были высказаны различные мнения по
актуальным вопросам развития школьной информатики в России. При этом
все участники Съезда объединены идеей консолидации учительского,
преподавательского, научного и бизнес-сообщества на благо развития
образования и науки в области информатики в России XXI века.
1. Съезд подчеркивает, что информатика:
1.1 представляет собой стратегически важное направление науки и
практики, необходимое для развития экономики, промышленности, высоких
технологий, обеспечения национальной безопасности, профессионального
образования всех уровней и подготовки научных кадров;
1.2 обеспечивает научную базу для формирования глобального информационного общества, основанного на знаниях;
1.3 в качестве фундаментальной науки стала важной составляющей всей системы научного познания.
2. Съезд подчеркивает, что образование в области информатики есть:
2.1 важнейший и необходимый компонент развития личности,
представляющий собой основу интеллектуального и творческого развития,
подготовки к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;
2.2 стратегический ресурс инновационного развития России в условиях
модернизации, что многократно доказано отечественным и всемирным
историческим опытом.
3. Съезд считает недопустимым факт отсутствия в новых стандартах
начального и основного общего образования и в проекте ФГОС от 15 февраля
2011г. для старшей школы информатики как самостоятельного и
обязательного для изучения общеобразовательного предмета.
4. Съезд считает, что нельзя сводить информатику только к изучению
программных продуктов, однако, обучать компьютерным технологиям может и
должен именно учитель информатики. Только учитель информатики в
соответствии с системным взглядом на внутреннюю структуру предмета
«Информатика» может обеспечить связь фундаментальной теории и
разработанных на ее основе технологий.
5. Съезд обеспокоен несоблюдением в части преподавания информатики в
средней школе одного из принципов образовательной деятельности —
единого образовательного пространства — и отсутствием условий для его
формирования, что выражается в отсутствии единых учебных планов,
учебно-методического, программного, кадрового и
материально-технического обеспечения, соответствующего современному
образовательному процессу. Это приводит к неоднородности уровней
подготовки выпускников средней школы.
6. Съезд подчеркивает, что прямое негативное влияние на качество школьного образования в области информатики оказывают:
6.1 сокращение количества или отсутствие часов, отводимых учебными
планами на изучение информатики и ИКТ, особенно в начальной и средней
школе;
6.2 нарушение на уровне федеральных учебных планов принципов
преемственности и непрерывности образовательного процесса по отношению к
изучению информатики;
6.3 отсутствие ЕГЭ по информатике в перечне обязательных вступительных испытаний в вузах, готовящих ИТ-специалистов;
6.4 недостаточная укомплектованность школьных кабинетов информатики
компьютерами в сочетании с запретом на деление класса для практических
занятий более чем на 2 группы, что не обеспечивает норму «за 1
компьютером — 1 ученик».
7. Съезд отмечает, что отрицательное влияние на качество образования по всем школьным предметам оказывают:
7.1 непосредственное использование результатов ЕГЭ при оценке работы
региона, школы, учителя, а также недостатки при введении новой системы
оплаты труда;
7.2 совмещение в ЕГЭ итоговой аттестации и вступительного испытания;
7.3 публикация демонстрационного варианта ЕГЭ, поскольку это приводит к
тому, что перечень реально изучаемых в школах вопросов программы
фактически сужается только до вопросов, фигурирующих в демонстрационных
вариантах ЕГЭ.
8. Съезд обращается к Министерству образования и науки РФ с просьбой:
8.1 пересмотреть новые стандарты начального и основного общего
образования и проекта ФГОС от 15 февраля 2011 г. для старшей школы
ввиду безотлагательной необходимости:
8.1.1 включить информатику и ИКТ в систему общего образования как
самостоятельный и обязательный предмет, изучаемый на базовом или
профильном уровне;
8.1.2 обеспечить непрерывность и преемственность изучения
общеобразовательного курса информатики и ИКТ на всех ступенях школьного
образования начиная со второго класса;
8.2 официально разъяснить возможность занятия педагогических должностей
лицами, имеющими высшее профессиональное образование и достаточный опыт
педагогической работы, но не имеющими педагогического образования;
8.3 разрешить в целях улучшения качества образовательного процесса и
соблюдения санитарной нормы, запрещающей работу за одним компьютером
более чем одному ученику, на время практических занятий за компьютерами
деление классов на нужное для обеспечения этой нормы количество групп
вне зависимости от численности класса;
8.4 обеспечить процесс целевой закупки программного и аппаратного
обеспечения, предоставив школе их выбор, и не принуждать школы к
переходу на свободно распространяемое программное обеспечение;
8.5 отделить в ЕГЭ итоговую аттестацию от вступительных испытаний;
8.6 изменить действующий принцип использования результатов ЕГЭ при оценке работы региона, школы, учителя;
8.7 не публиковать демонстрационный вариант ЕГЭ, а публиковать на сайте ФИПИ все варианты прошлых лет с решениями;
8.8 при переходе к компьютерной форме сдачи ЕГЭ и ГИА-9 по информатике
сохранить возможность выбора языка программирования (не менее чем из
четырех языков);
8.9 предусмотреть для выпускников с ограниченными возможностями здоровья
создание специальных условий для сдачи ЕГЭ и ГИА (вплоть до
дистанционной формы).
9. Съезд считает впредь обязательным при разработке и утверждении новых образовательных стандартов:
9.1 проведение предварительного конкурса концепций с обеспечением
широкой профессиональной экспертизы и общественного обсуждения;
9.2 организацию в соответствии с концепциями, победившими в конкурсе,
разработку ФГОС, их последующие профессиональную экспертизу,
общественное обсуждение и апробацию в условиях массовой педагогической
практики.
10. Съезд считает необходимым:
10.1 развитие сложившейся системы работы с одаренными в области
информатики детьми в виде движения энтузиастов — ученых, преподавателей
вузов, школьных учителей и работников системы дополнительного
образования;
10.2 дальнейшее развитие системы олимпиад и конкурсов школьников;
10.3 создание на федеральном уровне системы государственной поддержки одаренных детей и работающих с ними энтузиастов;
10.4 обеспечение государственного уровня реализации особых условий
обучения информатике и ИКТ детей с ограниченными возможностями здоровья
как иногда единственной основы их возможной успешной социализации.
11. Съезд считает важным:
11.1 повысить государственный статус учителя, включая восстановление на
уровне государственной власти отношения к профессии учителя как к
государственной миссии, а не к деятельности в сфере потребительских
услуг;
11.2 довести заработную плату учителя до уровня, соответствующего его
государственному статусу и мере ответственности, возложенной на него
обществом;
11.3 рассматривать образование в области информатики в средней школе как
важнейшую общественную и государственную функцию, которую осуществляет
отдельно взятый учитель, а ответственность за предоставление условий
для исполнения которой несут органы управления образованием;
11.4 улучшить условия труда учителя информатики и ИКТ; повсеместно
провести аттестацию рабочих мест и возобновить в соответствии с ее
результатами и российским трудовым законодательством компенсационные
выплаты за особые условия труда;
11.5 восстановить доплаты учителям информатики и ИКТ за заведование школьными кабинетами вычислительной техники;
11.6 поддерживать и укреплять систему высшего педагогического
образования, повышая качество подготовки в педагогических вузах,
усиливая в них изучение школьного курса информатики и соответствующую
методическую подготовку;
11.7 поддерживать и укреплять систему повышения квалификации учителей информатики и преподавателей педагогических вузов;
11.8 обеспечить выпуск учителей информатики и
информационно-коммуникационных технологий в системе высшего
педагогического образования.
12. Съезд считает целесообразным создание постоянно действующей
Ассоциации учителей и преподавателей информатики, задачами которой
должны стать:
12.1 консолидация преподавателей и учителей информатики и ИКТ, создание
условий для их профессионального общения и обмена опытом;
12.2 активное участие в обсуждении стратегических проблем образования в
области информатики и ИКТ и разработке путей их разрешения;
12.3 обеспечение взаимодействия с Ассоциациями преподавателей других
предметов общеобразовательного цикла с целью обсуждения общезначимых
проблем и выработке по ним согласованных совместных решений;
12.4 обеспечение системного взаимодействия школьных учителей информатики
с преподавателями вузов и представителями ИТ-индустрии. С этой целью
Съезд поручает Организационному комитету сформировать инициативную
группу будущей Ассоциации учителей и преподавателей информатики.
13. Съезд считает необходимым при создании новых учебников по информатике:
13.1 разработку соответствующей электронной поддержки уроков и методических пособий;
13.2 проведение компетентной и независимой профессиональной и
общественной экспертизы всего учебно-методического комплекса (УМК);
13.3 при положительном результате экспертизы обязательное проведение
апробации УМК в условиях массовой общеобразовательной школы, в том числе
до замены грифа «допущен» грифом «рекомендован»;
13.4 рекомендовать издательствам использовать для проведения экспертиз и
апробаций УМК возможности Ассоциации учителей и преподавателей
информатики.
14. Съезд:
14.1 подтверждает востребованность инициативы МГУ имени М.В.Ломоносова
по проведению Всероссийских съездов учителей-предметников на регулярной
основе;
14.2 постановляет созвать следующий Всероссийский Съезд учителей
информатики через 3–5 лет и поручает Организационному и Программному
комитетам настоящего Съезда провести для этого необходимую
подготовительную работу;
14.3 обращается к МГУ имени М.В.Ломоносова с предложением стать одним из
координаторов всестороннего обсуждения хода модернизации школьного
образования в рамках программы «МГУ — школе».
15. Съезд призывает всех преподавателей и ученых в области
информатики принять активное участие в открытом обсуждении проектов
закона «Об образовании в РФ» и ФГОС и выразить свою профессиональную
позицию.
16. Съезд приглашает редакции педагогических и методических изданий, а
также средства массовой информации к сотрудничеству в распространении
идей и документов Съезда, а также к обсуждению предложений по
реформированию российского школьного образования в области информатики в
соответствии с отечественными традициями.
17. Съезд поручает Организационному комитету Съезда на основе данной
резолюции подготовить замечания и предложения к проекту ФГОС и направить
их в Министерство образования и науки Российской Федерации.
18. Съезд поручает Организационному комитету Съезда опубликовать
настоящую Резолюцию на сайте Съезда и в профильных изданиях, а также
подготовить и издать материалы Съезда.
19. Съезд поручает Организационному комитету Съезда направить
настоящую Резолюцию Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации
Федерального Собрания и Государственную Думу Российской Федерации, в
общественную палату Российской Федерации, в Правительство Российской
Федерации, в Министерство образования и науки Российской Федерации, в
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в
Российскую академию образования, в органы управления образованием
субъектов Российской Федерации и образовательные учреждения России.
Председатель Программного комитета Съезда Л.Н.Королев
Секретарь Съезда К.Б.Мурашкина
|